Тема урока : “Россия
и край в Х!Х веке” (11 класс).
Вид урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Цель и задачи урока:
1.Учащиеся
должны повторить и обобщить пройденный материал по разделу: «Россия в Х!Х веке»
с использованием национально-регионального компонента в форме игры.
2.Подготовиться
к подведению итогов раздела и к контрольному тестированию.
3.Активизировать
изучение и закрепление исторических понятий, терминов, определений, событий,
фактов и их хронологию.
4.Персонифицировать
историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших след в истории, что
помогает воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся.
5.Интегрировать
знания, полученные на уроках истории всеобщей, Татарстана, обществознания,
экономики, географии, литературы, химии, физики.
6.Развивать
навыки работы с картой, первоисточниками, документами, а также реакцию на
ситуативность, умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы.
7.Воспитывать
объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к
самоутверждению личности.
Время
проведения урока: 1-2 урока (в зависимости от выбранного варианта урока-игры,
количества туров).
Материальное
обеспечение урока:
1.Наглядное
(большого формата) игровое табло с указанием названий всех конкурсов.
2.Перечень
вопросов (заданий) к каждому конкурсу.
3.Карточка-анализ
проведённого урока для каждого учащегося (диагностика – см. Приложение №2).
4.Исторические
карты: «Отечественная война 1812г.», «Буржуазные реформы 60-х г.г. Х!Х в.», «
Мир в конце Х!Х в.»
5.Портреты
императоров династии Романовых, начиная с Александра1, деятелей русской культуры Х!Х в.
6.Таблички
«Х» и «О» на столах команд и для игрового табло, «ЖЮРИ», «СЧЁТЫ».
Эпиграфы
к уроку:
Весь мир - театр,
А люди в нём – актёры,
И каждый там свою играет
роль.
(Шекспир.)
Ход
урока.
Вступительное слово
учителя.
Объявление
темы урока. Постановка целей (задач) на урок.
Мы изучали тему «Россия в Х!Х в.». На этом уроке вы должны
повторить и в определённой степени обобщить учебный материал по данной теме,
также закрепить в памяти исторические и обществоведческие понятия, определения,
необходимые факты, даты, вспомнить выдающиеся личности Х!Х в. и их
деятельность. Вспомнить факты, явления, события, которые переживал наш край,
раскрыть их в контексте всероссийских исторических событий. В конце урока мы с вами должны ответить на
вопрос : «Что дал России Х!Х в.? Какие существовали альтернативные пути
развития страны? С какими противоречиями она вступила в ХХ век? Каковы
особенности нашего края?».
Наверное, прав
был Шекспир, говоря: /эпиграф 1/
Исторические личности играют свою роль
там (в истории Х!Х в.), а мы будем играть здесь, ведь у нас сегодня урок-игра.
Таким образом, у меня к вам просьба – прежде всего поиграть от души,
раскованно, с присущим вам молодым , спортивным азартом. Все помним детскую
игру крестики-нолики? Одна из команд-«Х», другая – «О». Задача каждой – набрать
как можно больше своих символов на игровом табло. Для проведения игры
необходимо жюри, счётная комиссия. Первый вопрос разыгрывается, следующий тур
выбирает проигрывающая команда. Начинаем с конкурса «Чайндат».